Moller Skycar. Сколько стоит китайский проект создания «летающего авто»?
«Пол Моллер положил жизнь на создание летающего автомобиля. Полёт намечен на 2012-й». Журнал «Top Gear» № 82 (май 2012 г.). Да уж… Свыше 40 лет (работы ведутся с 1973 г.) отдано любимому делу — созданию летающих автомобилей.
Стремление человека летать принимает разные формы, от многотонных трансокеанских реактивных лайнеров до летающих автомобильчиков, которым надо перелететь лишь холм, речку или банальную многокилометровую пробку.
Надо сказать, что идея скрестить авто- и аэротранспортные средства насчитывает уже втрое столетие. Высказал эту идею в далёком 1906 г. русский инженер Владимир Валерианович Татаринов, зарекомендовавший себя как автор нескольких громких изобретений. В 1908—1909 гг. г. им было даже построено два прототипа — автомобили бипланы.
Что характерно, американцы считают себя пионерами в деле постройки летающих автомобилей, хотя американец Глен Кёртис (Glenn Curtiss) построил свой «автоплан» (Curtiss Autoplane) в 1916-м году, спустя семь лет после появления подобного автоплана в России. Так же как и у русского изобретателя, из-за недостатка средств хорошая идея заглохла, хотя в 20-м веке были ещё всплески интереса к самолётомобилям.
Вторая волна наблюдалась перед Второй мировой войной в Германии, и третья началась через десяток лет после Второй мировой войны, когда развитые страны закончили восстановление хозяйственной структуры, разрушенной войной. Так, американские военные начали эксперименты с «летающим джипом» (flying jeeps) в начале 1960-х. Однако это был лишь чисто инженерный эксперимент, не давший никаких, производящихся даже малыми сериями, транспортных средств. Именно тогда была произнесена грустная фраза: «Время массового летающего автомобиля, наверное, придёт с появлением, ну скажем, антигравитационного двигателя». Давид Метревели. Руководитель научно-промышленной компании DM AeroSafe.
Антигравитационного двигателя, к сожалению, ещё не изобрели. А вот время летающего автомобиля, пусть пока ещё не слишком массового, уже приходит. И неудивительно, что всё больше и промышленных фирм, и научно-исследовательских институтов, и просто инвесторов, пытающихся заработать большие деньги, вступают в эту самолётомобильную гонку.
Инициаторами, как всегда, выступают американцы. Их самолётомобиль Terrafugia Transition уже получил все необходимые сертификаты и в 2012 г. запущен в серийное производство. В затылок американцам «дышат» голландцы со своим вертолётомобилем PAL-V, сертификат лётной годности на который разработчики надеются получить уже в этом 2012 г.
А вот по сумме инвестиций весь мир переплюнули китайцы, которые объявили о вложении в проект летающего автомобиля 13 миллиардов долларов до 2020 г. И эта сумма минимальна, ожидается, что денег в проект будет вложено больше. Намного больше.
Как всегда, практичные китайцы не стали изобретать велосипед, а полностью купили как готовое изделие, так и технологию его производства, пусть пока и не совсем доведённую до ума. Дело в том, что в конце 20-го века существовал совместный проект NASA и Федерального управления авиации США (FAA), который предусматривал создание общенациональной системы из тысяч маленьких аэропортов нового поколения небольших, безопасных и недорогих самолётов. Проект благополучно умер, но разработки-то остались.
Одним из самых известных пропагандистов проекта был Пол Моллер, создатель этакого лёгкого самолёта с функцией автомобиля. Главная идея, озвученная и воплощённая в практику Полом Моллером, лежала на поверхности. Зачем человеку, собирающемуся лететь на собственном самолёте в другой город, ехать до аэродрома на своём авто, затем лететь на самолёте и нанимать в другом городе такси или брать в прокат автомобиль? Не лучше ли выехать из своего гаража на авто, на аэродроме преобразовать автомобиль в лёгкий самолёт, а после посадки опять «превратить» самолёт в автомобиль? Конечно, удобнее. И если бы проект не заглох, если бы удалось сделать недорогой, но надёжный гибрид самолёта и автомобиля, если бы…
Но разработки свои упрямый Пол не бросил, а продолжал. В его арсенале не только самолётомобиль, но и двухместная летающая тарелка и… автомобиль «Феррари» — настоящий автомобиль «Феррари» с встроенной системой вертикального взлёта. Говорят, этот «Феррари» заказал ему русский олигарх, которого задолбали московские пробки. Заказать-то заказал, а выкупить забыл…
Терпение и труд всё перетрут. И вот терпение и работоспособность Пола Мюллера принесли ему первые плоды. Да еще и какие! Миллиарды долларов. Напомню, предполагается вложить в этот проект эквивалент 13-ти миллиардов американских долларов.
Его проект Skycar стал основой китайского, поистине всенародного, проекта создания «летающего автомобиля». Модели словно сошли с экранов фантастического фильма. Наиболее похожа на привычный городской автомобиль модель М-150, одноместный аппарат с вертикальным взлетом. Крейсерская скорость воздухе составляет 539 км/ч, дальность полета — до 725 км. В чистом виде такой автосамолёт с двумя реактивными двигателями вряд ли сможет выехать на улицы китайских городов с плотным уличным трафиком. Но техническая основа создания таких машин уже отработана и создание работающего, готового к выходу в серийное производство, прототипа — дело или ближайшего года, или ближайших лет.
Ну, а сами китайские власти с присущим им пафосом назвали совместный проект с Полом Моллером и его фирмой «историческим сдвигом в автотехнологиях». Думаю, так оно и будет. С китайским размахом, деньгами иностранных инвесторов и китайскими государственными инвестициями, трудолюбием и низкой оплатой труда китайских рабочих, вошедшими в поговорки.