Стамбул - город контрастов? Европейская часть

Уже сколько лет прошло с тех пор, как Нонна Мордюкова со всей безапелляционностью ее героини-управдомши сказала эту бессмертную фразу…

Стамбул — одна из родин российского челночества. И хотя большая часть челноков 90-х годов уже или повымерли, или стали респектабельными (т.е. возят не клетчатыми сумками, а контейнерами), но в ТУ-154, перевозящего поздним вечером полный салон народа с берегов Невы на берега Босфора, трудно отличить «остепенившихся челноков», или «новых мелкооптовиков», от еще начинающих искателей заработка. Все пассажиры примерно одинаково пьют и находятся в одинаковом предвкушении. Предвкушении скорой удачи.

Ну, для тех, кем место насижено уже, у кого знакомые турки-продавцы, проверенные чиновники на отсылке контейнеров и т. п. — шанс преуспеть достаточно велик. Главное — по прибытии в Россию сдать все купленное розничникам, пусть это барахло сбывают.

А вот новичку в Стамбуле — все шансы начать набивать шишки и терпеть убытки. Селятся прибывшие русские челноки в европейской части города. Тут и гостинички дешевые, и базары — специально для русских покупателей. А продавцы, завидев «явно не турок», не заморачиваются их национальностью (ну какой европеец будет бродить в таких местах) — подбегают, пытаются поздороваться (т.е. попросту — ухватить за руку) и кричат весьма чисто по-русски: «Михаил (Василий, Иван), в прошлый раз Вы у нас все покупали, заходите, сегодня товар еще лучше!».

Стамбул состоит как бы из двух частей — европейской и азиатской. Так сложилось, что до середины ХХ века Стамбул развивался на европейской стороне Босфора, азиатская сторона была труднодосягаема, а посему тут размещались только небольшие деревушки.

Но когда в 1973-м был построен первый мост через Босфор, мост Ататюрка (кто бы сомневался, что первый мост через Босфор назовут как-то иначе), перенаселенный Истанбул начал стремительно осваивать новые территории за Босфором — «в Азии».

А когда в 1988-м был сделан второй мост (теперь уже — имени Султана Мехмета Фатиха), Стамбул сделал колоссальный рывок «в Азию». Ведь европейский берег был населен-перенаселен, люди жили на головах друг у друга. А тут — вдруг — за (теперь) легкопересекаемым Босфором оказалась масса свободного места.

Бывшие улочки стали стремительно превращаться в проспекты. Туда же на новые, дешевые земли хлынули и производственники, размещая там новые производства. А где новые производства — там и новое жилищное строительство.

Так и получилось что новые, фешенебельные жилые районы — в азиатской части, новые производства — в азиатской части. Все новое, все современное — в основном в азиатской части города. Хотя и аэропорт имени Ататюрка — в Европе, и суперсовременный стадион имени (угадайте-ка… Да-да!) имени Ататюрка — тоже в европейской части, неподалеку от аэропорта.

Нет, конечно, новые дома строятся и в европейской части города, но массовое жилое и прочее строительство — это азиатская сторона. Вот так как-то и получилось, что в европейской части Стамбула находятся кварталы очень богатых турок (виллы вдоль всего Босфора, некоторые внутренние районы) и старые-престарые кварталы «супермассовой» застройки (улица Дерибасовская нервно курит в сторонке, глядя на эту скученность и… «не совсем хорошую» санитарию).

Так, прошу прощения за длинное отступление от темы — именно в гостиницах таких районов и селятся наши «челноки». Часть города Стамбула, вроде, европейская — но ни разу не на виллах.

Сожалею, но более про «челноков» мне не написать. Я бывал в Стамбуле совсем по другим делам. А вот про «контрасты» будет в следующей части.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: