Когда был написан «Апокалипсис»? Часть 2

Начнем с того, что сама по себе последняя книга Нового Завета традиционно считается написанной Иоанном Богословом. На всякий случай уточняю: Иоанн Богослов является автором одного из Евангелий, а также автором «Посланий…». Все это книги Нового Завета.

Но вот незадача — стиль написания «Апокалипсиса», его еще называют «Откровение Иоанна Богослова», резко отличается от предыдущих книг по стилю. Именно эту часть мы трогать не будем. Оставим это переводчикам и филологам. Рассмотрим другие аспекты.

Первое о чем хочется заметить — это язык написания. Весьма странно, что апостол Иоанн, будучи не очень грамотным и говорящим на арамейском языке (так, по крайней мере, отзываются о нем современные ему авторы), вдруг пишет на койне, разговорном греческом. Впрочем, не будем придираться — в то время восточная часть Римской империи в большинстве своем говорила именно на нем. А книги могли быть написаны и под диктовку того же Иоанна. Но различает их все-таки тот уровень поэтизации, который преобладает в «Откровениях» и в гораздо меньшей степени присутствует в других произведениях!

Идем далее. Какие именно книги и произведения включать, а какие не включать в Завет, обсуждалось на Вселенских и Поместных соборах! На Лаодикийском поместном соборе (примерно 343 г. н.э.) составляется перечень книг, которые «подобает читать». Смотрим правило № 60:

«60. Читать подобает книги сии,… Нового же Завета — Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские, Посланий Соборных семь сии: Иакова — одно, Петра — два, Иоанна — три, Иуды — одно; посланий Павловых четырнадцать: к Римлянам — одно, к Коринфянам — два, к Галатам — одно, к Ефесеям — одно, к Филиппийцам — одно, к Колоссянам — одно, к Солунянам — два, к Евреям — одно, к Тимофею — два, к Титу — одно и к Филимону — одно».

Как видим, «Откровений» нет! Появляются они в правилах только на Карфагенском поместном соборе (419 г. н.э.) в правиле № 33:

«33. Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. …Нового Завета — четыре Евангелия, Деяний Апостолов — одна книга, посланий Павла — четырнадцать, Петра Апостола — два, Иоанна Апостола — три, Иакова Апостола — одна, Иуды Апостола — одна, Апокалипсис Иоанна книга одна. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (Еп. Римский) и прочие епископы тех стран, ибо мы приняли от Отцов, что сии книги читать подобает в церкви».

Прошу прощения за то, что опустил в описаниях книги Ветхого завета.

Почему «Апокалипсис» появляется так поздно? Да потому, что его просто не было под рукой у отцов церкви в тот момент! Осталось только закончить мысль, что он написан был значительно позже остальных книг, которые, как мы видим, уже были широко известны к 343 году.

Возможно, и это многих не убедит. Тогда обратимся непосредственно к тексту: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы».

О каком падении Вавилона можно было говорить во времена Христа и немного позже? О падении того заштатного городишки, который даже не входит в состав Империи? Нет! Вспомним про поэтизацию произведения! Вавилон в данном случае — это не конкретный город, это образ! А что за образ вина и блуда мог быть в то время кроме как Рим? Рим — столица империи, Рим — столица греха и разврата! Рим — это и есть та самая Вавилонская (понимай — всемирная) блудница! К месту вспомним, что император Диоклетиан переносит столицу. Он уходит из Рима! Рим перестает быть столицей! По сути, он пал! И произошло это после 286 г. н.э.

Вот и получаем (пока грубо и приближенно) интервал от 286 г. н.э. до 343 г. н.э.

Далее. В книге явно описывается война «воинства Христова». Понимай — война с христианами и христианством! Отбрасываем годы после 313 г. н.э. В этом году Император Константин издает Миланский эдикт, в котором провозглашает свободное вероисповедание для христиан! Гонений после этого не было. В данном интервале остается только император Диоклетиан. Именно в его правление идут наиболее ярые религиозные войны. Если еще более точно, то 303−304 годы. Именно в это время выходит эдикт о поголовных пытках и истреблении христиан.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»

Вот и есть искомая дата написания книги: от 304 г. н.э. до 313 г. н.э.

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: