Фантастика «Пандорум». Психи в космосе, или Кому не спится за штурвалом?
С фантастикой нынче туговато. Даже в Голливуде, где вопрос финансирования стоит не так остро, продюсеры предпочитают вкладывать деньги в жанры с более высокой окупаемостью. Например, комедии или комиксы, боевики и псевдодокументальные ужастики.
Для успеха комедий или боевиков хватает присутствия одной-двух высокооплачиваемых звезд, комиксы делают кассу за счет мощной фанатской базы и крутых спецэффектов, а жутики, снимаемые за копейки, приносят огромные прибыли.
Для фантастического жанра, в свою очередь, необходим вменяемый, желательно изобретательный, сюжет, реалистичные визуальные эффекты, да и узнаваемые имена на афише не помешают. Но главное — уверенная режиссерская рука, а с этим сегодня не очень. Спилберг с головой ушел в драмы, Земекис экспериментирует с формами подачи информации, а Лукас, устав нянчиться со «Звездными войнами», продал франшизу студии Дисней. На их место пришли новые талантливые режиссеры, в числе которых Кристофер Нолан («Начало», «Темный рыцарь»), Джей Джей Абрамс («Звездный путь» и «Супер 8») и Дункан Джонс («Луна 2112» и «Исходный код»).
И немец Кристиан Алверт явно мечтал о том, чтобы встать с ними в один ряд, предложив на суд зрителя в 2009-м фильм «Пандорум» — смесь научной фантастики и фильма ужасов. Увы, с первой попытки прорваться на Олимп не удалось.
…Не пройдет и ста лет, как человечество, наконец, перерастет пубертатный период спутников и зондов и научится запускать пилотируемые звездолеты в дальние уголки Галактики. Удачное совпадение, учитывая, что на самой Земле дела обстоят хуже некуда: нефть высосана, уголь выкопан, а пресная вода — выпита до дна рек и озер. Власть и деньги уже не имеют прежнего значения, а земляне перешли в следующую фазу существования на планете — выживание. Слава Богу, астрономы обнаруживают в глубоком космосе планету, являющуюся аналогом Земли. В спешке туда снаряжается экспедиция, в задачу которой входит колонизация нового мира. Тысячи пассажиров звездолета «Элизиум» приобретают билет в один конец, ибо вернуться на родину им уже не суждено.
Поначалу миссия протекала успешно: пассажиры мирно спали в анабиозе, а несколько групп экипажа поочередно сменяли друг друга каждые два года на вахте. Однако, получив запоздалое сообщение с голубой планеты о гибели всего сущего, в команде произошел разлад. Ощущение тотальной изоляции и неизвестность впереди сыграли с астронавтами злую шутку. На корабле началась анархия.
Проснувшись от долголетнего сна, капрал Бауэр не сразу понимает, где он и кто он. Частично восстановить память ему помогает также очнувшийся лейтенант Пэйтон. Вместе офицеры решают выяснить, что именно произошло с их коллегами и звездолетом за то время, что они продрыхли в капсулах. В отсеках царит темнота и запустение, электричество работает с перебоями, а главный ядерный реактор, судя по всему, пашет из последних сил. Пэйтон остается за штурмана, а Бауэр отправляется бродить по внутренностям «Элизиума» в надежде разгадать причину неполадок и перезапустить реактор, пока это еще возможно. Но то, с чем ему придется столкнуться за пределами уютной барокамеры, не втискивается ни в какие рамки разумного: остатки выживших членов экипажа превратились в полудиких аборигенов, а в темных углах корабля таятся ужасные монстры…
Если отречься от фантастики, которой в «Пандоруме» до обидного мало, то «ближайшим родственником» творения немца Алверта можно смело признать «Спуск» англичанина Нила Маршалла. По сути, западногерманский режиссер изменил лишь декорации и косметически подправил монстров, обучив их не только вгрызаться зубами в плоть, но и навыкам рукопашного боя, а также первым признакам благородства (эпизод, в котором исчадие ада любезно подкидывает своему сопернику выпавшее оружие — готовый сюжет для программы «Очевидное — невероятное»).
Помнится, премьера в прошлом году «Прометея» Ридли Скотта сильно разочаровала поклонников научно-фантастического жанра. Так вот, друзья, по сравнению с «Пандорумом» опус Скотта — чуть ли не шедевр. Начнем с того, что примерно половина фильма протекает в темных коридорах при слабом свете фонарика. Одинокий космический пейзаж промелькнет в начальных титрах, после чего зритель вынужден вглядываться в полумрак, тщетно надеясь рассмотреть на лицах главных героев хоть какие-то признаки эмоций и актерской игры. Саспенс представлен в виде неожиданных звуков и вскриков, тогда как бестолковое блуждание персонажей по заброшенному кораблю напоминает плохой квест. За тем лишь исключением, что большая часть загадок так и останется нерешенной.
Кое-кто из зрителей клюнул на более-менее известные фамилии в титрах. Правда, эти «летчики» или уже вышли в отставку, как Деннис Куэйд, чьи лучшие времена остались в восьмидесятых, либо, как Бен Фостер, только начинают свой путь в кино. Оба, нет спору, отыграли в меру своих сил и возможностей, но любой профессионал падает ниц под гнетом идиотских сценариев. Тащить на себе груз пустых диалогов и бессмысленных поступков, ей-богу, нелегко.
Два вопроса, которые мучили меня всю дорогу. Во-первых, что это за таинственный «пандорум», цепляющийся аки лишай исключительно к офицерам высшего состава и превращающий их в неуправляемых камикадзе? Не проще было бы называть вещи своими именами: паранойя, шизофрения, etc. Во-вторых, откуда на звездолете появились полчища человекообразных мутантов? Сами герои, понятное дело, этим риторическим вопросом задаться не успевают, ибо, когда твари скребутся в дверь, проблемы приходится решать по мере поступления. Присутствие монстров принимается за аксиому, а поиск причин откладывается на потом. Видимо, для сиквела, коего мы вряд ли дождемся.
Нарушая все законы логики, физики и бог знает еще чего, «Пандорум» уверенно стремится к невразумительному финалу, где Гордиев узел загадок разрубается решительным росчерком пера.
Спрашивается, откуда у безымянного немца появилась возможность снять дорогой, 30-миллионный проект с вкраплением международных звезд средней величины? Копаемся в данных и обнаруживаем в продюсерском кресле старого знакомого — Пола У. С. Андерсона, за которым числится аналогичный невнятный опус «Сквозь горизонт» и долголетняя франшиза «Обитель зла». И на этом все претензии к Алверту снимаются, ибо становится ясно — режиссер выступил в качестве козла отпущения.
Что получилось в итоге? Смесь жанров вышла неустойчивой. Картина распадается на отдельные элементы, как салат под руководством неопытной кухарки. Сначала нам втюхивают смачную фантастическую картинку с детективным подтекстом, затем начинаются скачки, погони и чукалово с жуткими уродцами, а под конец авторы неожиданно затягивают зрителя в бездну психологических нюансов. Тот факт, что «Пандорум» снимался на той же знаменитой киностудии «Бабельсберг», где в середине 20-х годов прошлого века Фриц Ланг создал свой бессмертный шедевр «Метрополис», никоим образом фильму не помог.
Синдром орбитальной дисфункции, он же «пандорум», прежде чем перекочевать на страницы сценария, поразил мозги идейного вдохновителя проекта — Трейвиса Мэллоу. В результате имеем то, что имеем — хорошее начало, банальное и бессмысленное продолжение и «эпик-фэйл» в концовке. Сдается, джентльмены, это была комедия.