Индонезийский боевик «Рейд». Драку заказывали?
Прежде чем приступить к разбору полетов, будет нелишним напомнить читателям, что Индонезия — крупнейшее в мире островное государство с населением почти 250 млн. человек. При этом в плане кино индонезийцы пока что звезд с неба не хватают, значительно уступая в развитии киноиндустрии своим соседям по азиатскому региону — Китаю, Японии и Южной Корее.
Индонезийские фильмы достаточно специфичны, экспортируются чаще всего на фестивали и до проката в Европе и США, не говоря уже о России, попросту не доходят.
Собственно, благодаря ежегодному кинофестивалю в Торонто (TIFF) массовый зритель и прознал о новом индонезийском кинохите «Рейд» (2011). Продюсеры привезли фильм в Канаду в надежде, что картина заинтересует иностранных прокатчиков, и не ошиблись. Ажиотаж вокруг ленты англичанина Гарета Эванса развернулся нешуточный, в результате чего «Рейд» был закуплен для широкого проката на территории Исландии, Новой Зеландии, Финляндии, Австралии и России. Но самое главное, что на картину Эванса обратили внимание американцы из Sony Pictures. Один из лучших боевиков по оценкам критиков и зрителей TIFF обрел в США второе дыхание, сумев за 16 недель показа собрать немыслимую для создателей сумму в 4,5 млн. долларов при бюджете в 1 млн.
…Как и любая столица, Джакарта — сердце Индонезии — состоит не только из достопримечательностей. На окраинах многомиллионного города цветут и пахнут трущобы, куда жители без особой надобности носа не кажут. Как и полиция, которая предпочитает не лезть на рожон и соблюдать нейтралитет, изолируя по мере сил преступность от благополучных районов. Пользуясь неофициальным перемирием, местный наркобарон Тама совсем распоясался. Окопавшись на верхнем этаже многоквартирного дома, негодяй превратил здание в своеобразный постоялый двор для бандитов и головорезов. Теперь любой преступник, коему надобно скрыться от глаз правосудия, знает место, где его примут с распростертыми объятьями.
Понятное дело, такой расклад власти терпеть не намерены. Но и подступиться к Таме нелегко. Дом опутан сетью камер и тревожных кнопок, представляя собой пчелиный улей — сунешься и пеняй на себя. Редкие набеги представителей закона неизбежно превращаются в бойню, победителем в которой всегда выходит коварный Тама и его верные помощники — хитрый Энди и безжалостный Бешеный Пес. Учитывая, что все жильцы многоэтажки, так или иначе, связаны с уголовным миром, борьба с незваными гостями идет сообща. Короче говоря, хоть из пушки эту крепость расстреливай.
Сержант Жака, как и руководитель операции лейтенант Вахью, прекрасно понимают, что в открытой борьбе силы неравны. На их стороне — отряд новобранцев, у противника — десятки вооруженных уголовников и партизанские методы войны в узких коридорах. Однако приказы не обсуждаются. Тихой сапой пара десятков бойцов SWAT (СОБР) ранним утром пробирается в здание и даже умудряется добраться до пятого этажа. Увы, мелкая оплошность — и вскоре новость о вторжении доходит до командного пункта Тамы. Вслед за этим все выходы опечатываются, а соседи, взяв в руки палки, мачете и огнестрел, выходят на защиту своей территории. Попав как кур в ощип, полицейские вынуждены противостоять намного превосходящим их численно врагам. Их миссия из опасной в считанные секунды превратилась в смертельную, и шансы вернуться домой — ничтожны…
Глобальные тенденции в мировом, и прежде всего, голливудском кинематографе таковы, что некоторые жанры буквально на глазах чахнут под гнетом политкорректности. Мы уже смирились с тем, что негры в одночасье стали афроамериканцами, а нынешние комедии и мелодрамы редко обходятся без разговоров об однополой любви. Но куда, спрашивается, катится мир, если сегодня положительные герои связаны по рукам и ногам «заботой о человеке». Продюсеры не столько обеспокоены тем, что их фильм не понравится зрителю сюжетом, актерской игрой или спецэффектами, сколько дрожат от страха перед рейтинговой системой, которая в любой момент может наложить вето на их мечты о прибылях. Рейтинг R (или, упаси Бог, NC-17) — это приговор любому проекту, если только у руля не стоит кто-нибудь вроде Тарантино или Оливера Стоуна.
В «дремучей» Индонезии об этих «ужасах» слышали, но покамест местные киношники не столь щепетильны. И снимая «Рейд», британец Гарет Эванс не стеснялся в визуальных средствах, как и в способах умерщвления персонажей фильма. Боевик получился кровавым, бескомпромиссным, жестоким и чрезвычайно негуманным. На фоне индонезийского экшна боевички, штампуемые продюсерской дланью Люка Бессона, выглядят, как невинная возня детей в песочнице. А все возвращения киногероев 80-х, вроде «Неудержимых» Сталлоне — всего лишь дань уважения к старикам, чье время безвозвратно ушло. Не умаляя достижений в жанре того же Слая, Шварца и Джеки Чана, приходится признать, что нынче их «камбэки» вызывают щенячий восторг только у фанатов эпохи VHS. Скепсис уместен, ибо даже нам, выросшим на их фильмах, не слишком приятно видеть их постаревшие, морщинистые лица, а уж нынешнее поколение и вовсе эту ностальгию не понимает.
Не будучи скованным жесткими рамками рейтингов и морализаторства, Эванс снял настоящий мужской фильм, где на каждое сказанное слово приходится пара-тройка крепких ударов. Настолько крепких, что у зрителя возникает обоснованное сомнение в том, что герои действительно сделаны из плоти и крови, а не являются азиатскими родственниками «терминатора».
Постановкой боевых сцен и в особенности рукопашных схваток на съемках руководил не только сам режиссер Эванс, но также и исполнители главных ролей — Ико Ювайс и Яян Рухьян. Последний в картине сыграл самого богомерзкого и в то же время наикрутейшего бойца в арсенале главаря Тамы — Бешеного Пса. Рухьян, между прочим, как и Ювайс, появился в кино с легкой руки все того же Эванса: все трое дебютировали в «большом индонезийском» кино лентой 2009 года под названием «Мерантау». Он же в свое время обучал навыкам «пенсак силат» (фирменный индонезийский стиль единоборств) сотрудников президентской охраны и спецподразделений полиции. Другими словами, с достоверностью «чукалова» в «Рейде» дела обстоят на высшем уровне.
Разумеется, все, что не касается рукопашных боев и перестрелок, выглядит в фильме донельзя наивным и вторичным. Все рассуждения о морали, о полицейском долге и об отношениях полицейских и воров, судя по всему, напрямую позаимствованы у соседей в Болливуде. Плюс в том, что, в отличие от индийских фильмов, индонезийцы разбавляют диалоги не песнями и танцами, а ураганными драками и свинцовым дождем. И в результате весь пафос и нелепость мотивов незаметно уходят на второй план, не мешая наслаждаться эффектными батальными сценами под музыку Linkin Park (саундтрек был добавлен позднее американским дистрибьютором).
Голливуд не смог устоять перед соблазном. После того как «Рейд» успешно завершил прокат в Америке, местные воротилы от кинобизнеса, как и ожидалось, незамедлительно приняли решение перенести фильм на родную почву. Ремейк запланирован к выходу на 2014 год, но пока неизвестно, кто именно будет заниматься режиссурой, не говоря уже о том, кому доверят главные роли.
Сами индонезийцы тоже спешат и тапочки теряют воспользоваться неожиданно успешным сюжетом и готовятся выпустить в 2013-м «Рейд 2» (первый промо-ролик уже любезно выложен в Сети). И, как это ни печально, оба предстоящих проекта вряд ли смогут сохранить драйв и атмосферу оригинала, так что спешите видеть «Рейд», пока его не испортили продолжениями и ремейками.