Автомобиль. Роскошь или средство передвижения?
Не секрет, что каких-то лет 30 назад покупка советским гражданином машины была сравнима с запуском очередного спутника. Утрирую, конечно, но, в общем и целом, для конкретного индивида события были одинаково значимые. А если учесть, что спутники (если уж по-честному) всем были до звезды, то заветный автомобиль в сердцах жителей СССР занимал даже большее место.
На машину копили годами. Отказывали себе в насущном. Зачастую шли на сделку с совестью. И всё ради «железного коня», будь то ВАЗ, ГАЗ или «Москвич». Ни с чем не сравнимое чувство, когда ты садишься за руль собственного авто, ловя пристальные и завистливые взгляды соседей. Но времена изменились.
Сегодня среднестатистический москвич на свою среднестатистическую зарплату может спокойно купить подержанное корыто отечественного производства. А если чуть потерпеть и походить пешком на полгода или год больше (зависит от зарплаты), то можно вклиниться в ряды радостных обладателей б/у иномарок, тем самым поддержав японского или немецкого производителя. А если еще потерпеть… впрочем, зачем? Нынче купить машину можно даже без денег. То бишь в кредит. Заплатил три рубля и езди. Только не забывай вовремя проценты банку отчислять.
Многие «пешеходы» так наивно и полагают. Мол, дело-то нехитрое. Когда же машина начинает неустанно высасывать семейный бюджет, становится не до смеха. Так к чему нужно быть готовым после совершения сделки?
Начнем с того, что по сегодняшним законам еще до постановки авто на учет в ГИБДД необходимо совершить как минимум два затратных по времени и деньгам мероприятия. Во-первых, вы обязаны пройти ТО (технический осмотр транспортного средства). Владельцам новых машин (младше 3-х лет) проще, им по закону необязательно предъявлять талон для получения страховки. А вот б/у конь должен получить заветный талон сразу, иначе ОСАГО не продадут.
Госпошлину платить не надо. Берете паспорта, свой и машины, и ползете в любой понравившийся вам пункт ТО. Нюанс в том, что далеко не все подержанные авто способны эту процедуру осилить с первого раза. А платить придется за каждый осмотр, вне зависимости от результата. И неисправности найденные устранять за свой счет. В числе последних может быть безобидная подсветка заднего номера, а могут быть и неисправные тормоза или «косоглазые» фары. Вот почему в России, даже после отстранения от кормушки сотрудников ГИБДД, фиктивные талоны ТО по-прежнему в почете. Не знаю как в Москве, а в Новосибирске услуга стоит относительно недорого — в районе полутора тысяч рублей. Но приехать на пункт и «посветиться» под камерами все равно придется.
Итак, ТО вы прошли. Так или иначе. Теперь пора доставать из кошелька очередную сумму. Идем страховаться. Закон, что дышло, поэтому некоторые страховщики с радостью продадут вам страховку и без предъявления талона ТО. И будьте уверены, когда с вами, не дай Бог, случится ДТП, они не забудут упомянуть факт отсутствия ТО в уведомлении об отказе в выплате. Вот почему, несмотря на якобы «ненужность» бумажки, особенно на дороге (теперь сотрудники ГИБДД не имеют права запрашивать талон в числе документов), получить его стоит. На всякий пожарный.
Оформить страховку можно в любой приглянувшейся компании. Можно даже на том же пункте ТО. Учитывая, что без страховки ездить не рекомендуется, то даже нужно. Лишних денег не возьмут, но и себя не обидят. Особенно достается начинающим молодым автолюбителям, на которых распространяется повышающий коэффициент 1,8 до достижения ими стажа в 3 года. Страховка учитывает и мощь авто, и возраст, и количество будущих «водителей». Поэтому, приобретая какой-нибудь спорткар двадцатилетней давности и оформляя его на всех пацанов с района, будьте готовы к тому, что сумма будет феерической.
Ладно, документы получены и можно смело двигаться в сторону отделения ГИБДД, чтобы официально заявить о своем праве на приобретенную машину. Здесь тоже имеются свои подводные камни. Дабы сэкономить, не рвитесь вперед батьки в пекло. Спокойно оплатите госпошлину, узнайте на сайте или на стенде в самом отделении точный список требуемых документов, сделайте копии и приезжайте пораньше. Если заполните заявление на постановку сами, сохраните еще энную сумму. За все вышеуказанные операции, включая ксерокопирование, в самом ГИБДД с вас сдерут тройную цену.
Теперь лишь осталось постоять в очереди и в лучшем случае через пару часов на руках у вас появятся новенькие блестящие номера и свидетельство о регистрации. Первые можно, не отходя от кассы, прикрутить к машине, а второе приложить к правам и страховке. А вот ПТС (паспорт транспортного средства) возить с собой, как это делают некоторые, не советую. В случае потери этого ценного документа, у вас возникнут очень серьезные проблемы с последующей реализацией авто.
Итак, в права владения вы вступили. И, казалось, что на этом беготня и расходы вроде бы закончились. Как бы не так. Настало время перейти от бюрократии непосредственно к нуждам самого авто. Дело в том, что хорошую машину просто так никто не продаст. «Такая корова нужна самому». Если купили авто с рук, будьте готовы к сюрпризам. Впрочем, неожиданности случаются и с новьем, только там вам окажет помощь гарантийный сервис, а б/у «ведро с болтами» придется везти в дядьке в гараж или на проверенную СТО. Почему проверенную? Потому что «профессионалы» могут легко поменять в вашей покупке все нужное и ненужное. Как говорится, дорого и долго.
На что обратить внимание в первую очередь? Масло в двигателе, жидкость в коробке передач и гидроусилителе (если таковой имеется), все фильтры вкруговую и свечи зажигания. При этом неплохо бы разузнать у прежнего владельца, что именно и когда в последний раз он заливал внутрь. Впрочем, многие предпочитают не заморачиваться и промыть коробку и двигатель, однако не всегда подобная операция хорошо сказывается на работе агрегатов.
Расходники поменяли? Хорошо, если в машине вас ничего не беспокоит. А иначе придется снова ехать на СТО, ибо все подержанные авто, в той или иной мере, ущербны. Ходовая часть, коробка передач, двигатель, электрика, иногда даже кузов требуют осмотра и вынесения приговора. Иные умудренные опытом автовладельцы стараются предугадать эти нюансы на стадии покупки или вовсе идут в салон за новой машиной. Однако далеко не все обладают необходимыми знаниями, чтобы самостоятельно обнаружить неисправность в покупаемом авто, или деньгами, чтобы за свой счет катать каждую понравившуюся машину к спецам. Поэтому многие сюрпризы выявляются уже на стадии эксплуатации. Вплоть до того, что некоторые особо неудачные экземпляры автопрома не успевают прижиться и снова выставляются на продажу.
Вы еще не передумали? Помните, что автомобиль — это движимое имущество и облагается налогом. Последний привязан к мощности, поэтому, чем больше лошадей у вас под капотом, тем серьезней суммы ежегодных отчислений государству. Бензин, кстати, тоже в России не самый дешевый. Стоимость литра топлива разнится от региона к региону и регулярно повышается, иногда резко и безвозвратно.
И напоследок. Машина сегодня, конечно, не роскошь. И все вышеуказанное для любого автовладельца — не новость, а суровая правда жизни. Любишь кататься, люби и саночки. Мой, чисти, ремонтируй, ухаживай, храни в положенном месте, защищай и эксплуатируй по правилам. И тогда радость от обладания железным конем не будет омрачена многочисленными тратами, а в вашем бюджете останется место и для других полезных покупок. Например, литых дисков. Магнитолы. Чехлов на сиденья. Ведь белый свет на машине клином не сошелся, не правда ли?