Что видно с горы Машук?
Работа водителя-дальнобойщика — это жёсткий график. Успеть, успеть, успеть… Вовремя выехать из гаража, вовремя пройти границу, вовремя загрузиться, не опоздать на таможню, доставить груз точно в срок. Когда перебираешь в памяти города, в которых бывал, понимаешь, что проще перечислить те, в которых не был.
Пытаясь вспомнить, что видел — осознаёшь, что видел крайне мало, то есть почти ничего: в основном склады, терминалы и предприятия, безлико одинаковые во всех населённых пунктах. Поэтому, когда в графике неожиданно открывается небольшое «окно», пусть даже размером с форточку, радуешься и этому глотку относительной свободы .
Подобное «окошко» однажды распахнулось в мой очередной приезд в Пятигорск. Лето, солнце, всероссийская здравница. Бросив машину возле терминала в микрорайоне Скачки, принимаю курортный вид и отправляюсь по следам Лермонтова Михаила Юрьевича. Собственно, его следы и искать не надо, они везде: памятник, улица, галерея, музей — всё имени поэта, и всё на относительно небольшом пятачке вокруг городского автовокзала под горой Машук. Чем выше в гору, тем больше Лермонтова. На одной из тупичковых тропинок натыкаюсь на зарешеченный и запущенный грот с облезлой табличкой: «Грот Лермонтова». Надо полагать, именно этот грот фигурировал в его романе «Герой нашего времени».
Обойдя центр, поднимаюсь по крутой улочке к канатной дороге. Санатории и пансионаты окружены соснами и разлапистыми елями, по которым скачут ручные белки. Воздух, горячий и терпкий, пьётся легко. Скользя над макушками сосен, жёлтые кабинки канатки везут желающих на вершину горы Машук, к подножию городской телебашни. Новый «круг почёта», теперь уже над окрестностями: с высоты прекрасно видны и сам Пятигорск, и соседний Железноводск, и гора Бештау, и — где-то на южном горизонте, прячась за позвонками Главного Кавказского хребта, сливаясь с ослепительным бело-голубым небом — Эльбрус!
И снова канатка, теперь уже вниз. От выхода из вагончика полчаса пешего хода по неширокой дороге к очередной достопримечательности: к Провалу. Помните: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно!»? Бронзовый Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей, «идейный борец за денежные знаки», стоит у Провала, придерживая за спинку один из двенадцати стульев работы Гамбса. Его приятель, «бывший член Государственной Думы» и «предводитель дворянства» Киса Воробьянинов, тоже неподалёку — у знаменитого парка «Цветник», с протянутой рукой: «Месье, же не манж па сис жур…»
Парк невелик на первый взгляд, но через час непрерывных подъёмов и спусков ноги начинают гудеть. На одном из склонов натыкаюсь на скульптуру Орла, установленную к столетию курорта в 1903 году и ставшую символом города. Орла оккупировала влюблённая парочка, фотографируясь с ним во всевозможных ракурсах, рядом в ожидании топчутся ещё несколько любителей попозировать. Присев на скалу, ловлю момент: как только парочка отходит, делаю кадр на память и я.
Вот теперь можно вниз. Медленно спускаюсь с горы к автовокзалу, пора в дорогу. Оглядываясь на Машук, вижу, как в вечереющем небе над горой зажигается красная звёздочка телевышки. И покидая Пятигорск, с чистой совестью переношу его из разряда «бывал» в категорию «видел».